ООП НОО

п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1

Пояснительная записка

4

111

Цели реализации программы НОО

4

1.1.2

Принципы формирования и механизмы реализации программы НОО

5

1.1.3

Общая характеристика программы НОО

6

1.2

Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО

9

1.3

Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы НОО

9

п

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

18

2.1

Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей урочной и
внеурочной деятельности (Приложение)

18

2.2

Программа формирования УУД у обучающихся (Приложение)

18

2.3

Рабочая программа воспитания (Приложение)

18

ш

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

18

3.1

Учебный план (Приложение)

18

3.2

Календарный учебный график (Приложение)

18

3.3

План внеурочной деятельности (Приложение)

18

3.4

Календарный план воспитательной работы (Приложение)

18

3.5

Характеристика условий реализации программы НОО

17

3.5.1

Кадровые условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования
Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования

17

3.5.3

Финансово-экономические условия реализации образовательной
программы начального общего образования

20

3.5 4

Информационно-методические условия реализации программы
начального общего образования
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования

23

Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

27

3.5.2

3.5.5

3.5.6

19

25

1.1 Пояснительная записка.
1. Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) разработана в соответствии с ФГОС НОО 2021г и с учетом ФОП НОС). При
этом содержание и планируемые результаты разработанной ООП НОО не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО
ООП НОО МКОУ СОШ №3 с.п. Псыгансу (далее школа) предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир»
1.1.1 Цели реализации ООП НОО
Целями реализации ООП НОО являются:
 обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской
Федерации на получение качественного образования, включающего обучение,
развитие и воспитание каждого обучающегося;
 организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
 создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
 организация

деятельности

педагогического

коллектива

по

созданию

индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение
следующих основных задач
 формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовнонравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
 обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
 становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
 обеспечение преемственности
образования;

начального

общего

и

основного

общего

Часть 6 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012 № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
1

 достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися,
в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее —
обучающиеся с ОВЗ);
 обеспечение

доступности

получения

качественного

начального

общего

образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности,через систему клубов, секций, студий

и

других, организацию общественно полезной деятельности;
 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации.
1.2 Принципы формирования и механизмы реализации программы НОО
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОС): ООП НОО базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям
обучения в начальной школе;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП НОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
4)

принцип

индивидуализации

обучения:

программа

предусматривает

возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами

с

учетом

мнения

родителей

(законных

представителей)

обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и

динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между
этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию

обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего
образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях
начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает

связь

урочной

и

внеурочной

деятельности,

разработку

мероприятий,

направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных
интересов

обучающихся,

нравственно-ценностного

отношения

к

действительности;
принцип

7)

здоровьесбережения

при

организации

образовательной

деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация
учебных

и

внеурочных

предусмотренным

мероприятий

санитарными

должны

правилами

и

соответствовать

нормами

требованиям,

СанПиН

1.7

3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.
регистрационный .№ 62296), действующими до марта 2027 г. (далее — Гигиенические
нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха

и

оздоровления

детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 (зарегистрировано
Министерством

юстиции

Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,

регистрационный № 61573), действующими до января 2027 г. (далее

Санитарно-

эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объем
аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954
академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 6-дневной (или 5дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При

формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения,
объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным гигиеническими нормативами и санитарноэпидемиологическими требованиями.
1.1.3 Общая характеристика программы НОО
Структура Программы включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных
предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого школой.
Программа является основным документом, регламентирующим образовательную
деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности ООП НОО включает три
раздела: целевой, содержательный, организационный
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП НОС), а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой раздел ООП НОО включает:

•
•

пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО

•

систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает:
 цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего
образования;
 принципы формирования и механизмы реализации ООП НОС), в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
 общую характеристику ООП НОС).

Пункт 29 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 г. № 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
августа 2022 г., регистрационный № 69676) (далее — ФГОС НОС), утвержденный
приказом № 286); пункт 16 Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 16 октября 2009 № 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 12 декабря 2009 г регистрационный № 15785), с
2

изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный .№ 19707), от 22 сентября
2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12
декабря 2011 г., регистрационный .№ 22540), от 18 декабря 2012 г. .№ 1060
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации l l февраля 2013 г.,
регистрационный .№ 26993), от 29 декабря 2014 г. .№ 1643 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный .№
35916), от 18 мая 2015 г. .№ 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный 37714), от 31 декабря 2015 г. .№ 1576
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г.,
регистрационный .№ 40936) и приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от l l декабря 2020 г. .№ 712 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный 61828) (далее — ФГОС
НОО, утвержденный приказом 373).
Пункт 30 ФГОС НОО, утвержденного приказом 286; пункт 16 ФГОС НОО,
утвержденного приказом 373. 4 Пункт 30 № 16 НОО, приказом 373.
Содержательный
раздел
ООПНОО
включает
следующие
программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов.
 рабочие программы учебных предметов;
 программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
 рабочую программу воспитания.
3

4

Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО к
результатам освоения программы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
содержит:
 описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
 характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся
определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего
образования.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.

Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в
том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими
результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания

5 Пункт 31 ФГОС НОО, утвержденного приказом .№ 286; пункт 16 ФГОС НОО,
утвержденного приказом .№ 373. 6 Пункт 31.2 ФГОС НОО, утвержденного приказом .№
286; пункт 19.4 ФГОС НОО, утвержденного приказом 373 . 7 Пункт 31.2 ФГОС НОО,
утвержденного приказом .№ 286; пункт 19.4 ФГОС НОО, утвержденного приказом .№
373.
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. .№ 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей» (Официальный
интернет-портал
правовой
информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 9 ноября,
000120221 1090019).
9
Пункт 31.3 ФГОС НОО, утвержденного приказом 286; пункт 19.6 ФГОС НОО
утвержденного приказом № 373.
10
Пункт 31.3 19.6 НОО организационный раздел ООН НОО определяет общие
8

рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и
условия реализации программы начального общего образования и включает:





учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация
принимает участие в учебном году или периоде обучения.
ООП НОО является основным документом, определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
1. 2. Планируемые результаты освоения ООП НОО.
Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным целям

начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система
личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты освоения ФОГТ НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление
способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания
программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами,
которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых,
нестандартных учебных ситуациях.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО
Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОС),
является ФГОС НОО независимо от формы получения начального общего образования и
формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к
образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки)
является частью системы оценки и управления качеством образования в гимназии и
служит основой при разработке образовательной организацией соответствующего
локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной
связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации являются:

• оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа
процедур

внутреннего

мониторинговых

мониторинга

исследований

образовательной

муниципального,

организации,

регионального

и

федерального уровней

• оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;

• оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур
Основным объектом
системы
оценки,
её
содержательной
и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в
планируемых результатах освоения обучающимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней н внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:

•
•
•
•
•

стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
портфолио;
психолого-педагогическое наблюдение;

внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:

• независимую оценку качества образования
• мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального
уровней.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки гимназии реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексныи подходы к оценке образовательных
достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных Достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит
важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он
реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и
интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся
реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися
планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение
базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные
задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от
незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего
учебного материала.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:

•
•

оценку предметных и метапредметных результатов
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки

динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для
итоговой оценки

•

использование контекстной информации (об особенностях обучающихся,

условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных
результатов в целях управления качеством образования;

•

использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том
числе исследовательских) и творческих работ

•

использование форм работы, обеспечивающих возможность включения

обучающихся

в

самостоятельную

оценочную

деятельность

(самоанализ,

самооценка, взаимооценка);

•

использование мониторинга динамических показателей освоения умений и

знаний,

в

том

числе

формируемых

с

использованием

информационно-

коммуникационных (цифровых) технологий.
Целью оценки
личностных достижений обучающихся является
получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной
организации и ее влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и
правил взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических
особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОС), включают две
группы результатов:

• основы

российской гражданской идентичности,
установки и социально значимые качества личности;

•

ценностные

готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и

обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник
может осуществлять только оценку следующих качеств:

•
•

наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать

учебные действия;

•

способность осуществлять самоконтроль и самооценку.

Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных
учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
планируемых результатов освоения ФОП НОС), которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:

•
•
•

познавательных универсальных учебных действий;
коммуникативных универсальных учебных действий;

регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умения работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:

•

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;

•
•

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

•

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,

определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты•
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;

•

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)

задачи на основе предложенного алгоритма;

•

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся

непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование
у обучающихся следующих умений:
' определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

•

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать

изменения объекта, ситуации;

•

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);

•

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по

установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);

•

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов

проведённого

наблюдения

(опыта,

измерения,

классификации,

сравнения, исследования);

•

прогнозировать возможное развитие процессов событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных
действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений;

•
•

выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике

информацию, представленную в явном виде;

•

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно

или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки;

•

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся)

правила

информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;

•

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую

информацию в соответствии с учебной задачей;

•

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
предполагает формирование
и
оценку
обучающихся
таких
групп умений как общение и совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде;


проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения; ' корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
' строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;


создавать
повествование);




устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления.

Совместная

деятельность

как

одно

из

коммуникативных

универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся
следующих умений:



формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с

учётом участия в
(типовой)

коллективных

ситуации

на

основе

задачах)

в

предложенного

стандартной
формата

планирования,

распределения промежуточных шагов и сроков



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

её

достижению, распределять роли договариваться,

обсуждать

процесс

и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения подчиняться;





ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации
(планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,
выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать
причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия
для преодоления ошибок).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как
педагогическим работником в ходе текущей промежуточной оценки
по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В
текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные
ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными,
коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном
преподавании.

В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных
учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются
решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для
оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной
основе и может включать диагностические материалы по оценке функциональной
грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным
предметом
оценки
результатов освоения ооп ноо
в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале и способах действий, в том числе метапредметных (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) действий.
Для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии: знание
и понимание, применение, функциональность.
Обобщённый критерий
«знание
и
понимание» включает
знание
и понимание роли изучаемой области знания или вида деятельности в различных
контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных
знаний или алгоритмов Обобщённый критерий «применение» включает:


использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных
действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
 использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по
получению новогознания,
его
интерпретации,
применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в
ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной
деятельности.
Обобщённый критерий «функциональность» включает осознанное использование
приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового
контроля. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету фиксируются в приложении к ООП НОС).
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
должно включать:

•

список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая);
 устно (письменно), практика);
 требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости - с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
 график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией гимназии с целью оценки
готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка
отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом
оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок
учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая
оценкаможет быть формирующей
(поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную
деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию
педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учётом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса, в
конце15 каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода
обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной
организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по
предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, построенные на основном
содержании предмета с учётом формируемых метапредметных действий.

П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (СМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2.2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ (СМ ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
З . 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
З .2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
З .З . ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
3.4 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (СМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

3.5 Характеристика условий реализации программы НОО
Система условий реализации программы начального общего образования,
созданная в МКОУ СОШ №3 с.п. Псыгансу, направлена на:
 достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы начального общего образования, в том числе
адаптированной;
 развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов, самореализацию обучающихся, в том числе
одарённых, через организацию урочной и внеурочной деятельности,
социальных практик, включая общественно полезную деятельность,
профессиональные пробы, практическую подготовку, использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования
и
социальных партнёров;
 формирование
функциональной
грамотности
обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности) включающей овладение
ключевыми навыками, составляющими основу дальнейшего успешного
образования и ориентацию в мире профессий;
 формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской
идентичности;
 индивидуализацию процесса образования посредством проектирования
и реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
 участие обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в
проектировании и развитии программы начального общего
образования и условий её реализации, учитывающих особенности
развития и возможности обучающихся;
 включение обучающихся в процессы преобразования социальной
среды (класса, школы) формирования у них лидерских качеств, опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и
программ при поддержке педагогических работников
 формирование у обучающихся первичного опыта самостоятельной
образовательной общественной, проектной, учебно-исследовательской,
спортивно-оздоровительной и творческой деятельности
 формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни;
 использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий направленных в том числе на воспитание
обучающихся и развитие различных форм наставничества;

 обновление содержания программы начального общего образования,
методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой
развития системы образования, запросов обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с
учётом национальных и культурных особенностей субъекта
Российской Федерации;
 эффективное использование профессионального и творческого
потенциала педагогических и руководящих работников гимназии,
повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной
и правовой компетентности;
 эффективное управление организацией с использованием ИКТ,
современных механизмов финансирования реализации программ
начального общего образования.
3.5.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования
Для реализации программы начального общего образования
образовательная гимназия укомплектована кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, связанных с достижением
целей и задач образовательной деятельности. Обеспеченность кадровыми
условиями включает в себя:
 укомплектованность гимназии педагогическими, руководящими и
иными работниками
 уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации, участвующих в реализации основной
образовательной программы и создании условий для её разработки и
реализации;
 непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
образовательной
организации,
реализующей
образовательную программу начального общего образования.
Укомплектованность гимназии педагогическими, руководящими и иными
работниками характеризируется замещением 100 % вакансий, имеющихся в
соответствии с утверждённым штатным расписанием.
Уровень квалификации педагогических и иных гимназии, участвующих в
реализации основной образовательной программы и создании условий для её
разработки и реализации, характеризуется наличием документов о
присвоении квалификации, соответствующей должностным обязанностям
работника.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих
конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом
особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников гимназии, служат

квалификационные характеристики, указанные в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
В основу должностных обязанностей положены представленные в
профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» обобщённые трудовые функции,
которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.
Уровень квалификации педагогических и иных работников МКОУ СОШ
№3 с.п. Псыгансу, участвующих в реализации основной образовательной
программы и создании условий для её разработки и реализации,
характеризуется также результатами аттестации — квалификационными
категориями.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в
целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе
оценки их профессиональной деятельности, с учётом желания
педагогических работников в целях установления квалификационной
категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях
подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляется не
реже одного раза в пять лет на основе оценки их профессиональной
деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми
образовательной организацией.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории
педагогических работников осуществляется аттестационными комиссиями
формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении
которых эти организации находятся. Проведение аттестации в отношении
педагогических работников образовательных организаций, находящихся в
ведении субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных
организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми
уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Школа укомплектована вспомогательным персоналом, обеспечивающим
создание и сохранение условий материально-технических и информационнометодических условий реализации основной образовательной программы.
Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических
работников. Основным условием формирования и наращивания
необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является

обеспечение адекватности системы непрерывного педагогического
образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
Непрерывность профессионального развития педагогических и иных
работников гимназии, участвующих в разработке и реализации основной
образовательной программы начального общего образования,
характеризуется долей работников, повышающих квалификацию не реже 1
раза в 3 года.
При этом могут быть использованы различные образовательные
организации, имеющие соответствующую лицензию.
В ходе реализации основной образовательной программы предполагается
оценка качества и результативности деятельности педагогических
работников с целью коррекции их деятельности, а также определения
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации профессиональная
готовность работников образования к реализации ФГОС начального общего
образования.
Обеспечение оптимального вхождения работников образования в
систему ценностей современного образования; освоение системы
требований к структуре основной образовательной программы, результатам
её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной деятельности обучающихся; овладение учебнометодическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГОС начального общего
образования.
Одним из важнейших механизмов обеспечения необходимого
квалификационного уровня педагогических работников, участвующих в
разработке и реализации основной образовательной программы начального
общего образования, является система методической работы
обеспечивающая сопровождение деятельности педагогов на всех этапах
реализации требований ФГОС начального общего образования.
Актуальные вопросы реализации программы начального общего
образования рассматриваются методическими объединениями,
действующими в образовательной организации, а также методическими и
учебно-методическими объединениями в сфере общего образования,
действующими на муниципальном и региональном уровнях.

Педагогическими работниками гимназии системно разрабатываются
методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное
развитие.
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования
Психолого-педагогические условия, созданные в МКОУ СОШ №3 с.п.
Псыгансу, обеспечивают исполнение требований ФГОС НОО к психологопедагогическим условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования, в частности.
обеспечивают преемственность содержания и форм организации
образовательной деятельности при реализации образовательных программ
начального, основного и среднего общего образования
2) способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к
условиям
школы
с
учётом
специфики
их
возрастного
психофизиологического развития, включая особенности адаптации к
социальной среде;
3) способствуют формированию и развитию психолого-педагогической
компетентности работников школы и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
4) обеспечивают
профилактику
формирования
у
обучающихся
девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.
В гимназии психолого-педагогическое сопровождение реализации
программы начального общего образования осуществляется
квалифицированными специалистами: педагогом-психологом -1 социальным
педагогом- 1.
1)

В процессе реализации основной образовательной программы начального
общего образования МКОУ СОШ №3 с.п. Псыгансу обеспечивается
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений посредством системной деятельности и отдельных мероприятий,
обеспечивающих:
 формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
всех участников образовательных отношений;
 сохранение и укрепление психологического благополучия и
психического здоровья обучающихся;
 поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
 формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни,
 дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с
учётом особенностей когнитивного и эмоционального развития
обучающихся
 мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление,
поддержка и сопровождение одарённых детей;

 создание
условий
для
последующего
профессионального
самоопределения;
 формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников;
 поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
 формирование
психологической
культуры
поведения
в
информационной среде;
 развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации основной образовательной программы
осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение
всех участников образовательных отношений, в том числе:
- обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы основного
общего образования, развитии и социальной адаптации;
- обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и
одарённых;
- обучающихся с ОВЗ
педагогических,
учебно-вспомогательных
и
иных
работников
образовательной организации, обеспечивающих реализацию программы
начального общего образования;
- родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательных
отношений реализуется диверсифицировано, на уровне школы, классов,
групп, а также на индивидуальном уровне.
В процессе реализации основной образовательной программы
используются такие формы психолого-педагогического сопровождения, как:
 диагностика, направленная на определение особенностей статуса
обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода
обучающегося на следующий уровень образования и в конце каждого
учебного года;
 консультирование педагогов и родителей (законных представителей),
которое осуществляется педагогическим работником и психологом с
учётом результатов диагностики, а также администрацией
образовательной организации;
 профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение,
коррекционная работа осуществляемая в течение всего учебного
времени.
3.5.3 Финансово-экономические условия реализации образовательной
программы начального общего образования
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
начального общего образования опирается на исполнение расходных

обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования. Объём
действующих расходных обязательств отражается в государственном
задании МКОУ СОШ №3 с.п. Псыгансу.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие
качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), а
также порядок её оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
начального общего образования казённого учреждения осуществляется на
основании бюджетной сметы.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования в гимназии
осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом формирование и утверждение нормативов финансирования
государственной (муниципальной) услуги по реализации программ
начального общего образования осуществляются в соответствии с общими
требованиями к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального
образования, дополнительного образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или
получающих среднее профессиональное образование, профессионального
обучения, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое
обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
государственным (муниципальным) учреждением.
Норматив затрат на реализацию образовательной программы начального
общего образования гарантированный минимально допустимый объём
финансовых средств в год в расчёте на одного обучающегося, необходимый
для реализации образовательной программы начального общего образования,
включая:
- расходы на оплату труда работников, участвующих в разработке и
реализации образовательной программы начального общего образования;
- расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения;
- прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату
коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов)
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги в сфере образования определяются по каждому виду и

направленности образовательных программ с учётом форм обучения, типа
образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных
программ, образовательных технологий, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения
безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся,
а также с учётом иных предусмотренных законодательством особенностей
организации и осуществления образовательной деятельности (для различных
категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности,
осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчёте
на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством РФ
или субъекта РФ.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счёт средств
местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления начального
общего
образования
муниципальными
общеобразовательными
организациями в части расходов на оплату труда работников, реализующих
образовательную программу начального общего образования, расходов на
приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек
сверх норматива финансового обеспечения определённого субъектом
Российской Федерации.
В соответствии с расходными обязательствами органов местного
самоуправления по организации предоставления общего образования в
расходы местных бюджетов включаются расходы, связанные с организацией
подвоза обучающихся к образовательным организациям и развитием
сетевого взаимодействия для реализации основной образовательной
программы начального общего образования (при наличии этих расходов)
Образовательная организация самостоятельно принимает решение в части
направления и расходования средств государственного (муниципального)
задания. И самостоятельно определяет долю средств, направляемых на
оплату труда и иные нужды, необходимые для выполнения государственного
задания, придерживаясь при этом принципа соответствия структуры
направления и расходования бюджетных средств структуре норматива затрат
на реализацию образовательной программы начального общего образования
(заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение
материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью
общеобразовательных организаций).
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных)
услуг включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с
учётом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и

другую работу, определяемого в соответствии с Указами Президента
Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на
оплату труда педагогических работников муниципальных
общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в нормативы финансового
обеспечения, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней
заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на
территории которого расположены общеобразовательные организации.
В связи с требованиями ФГОС НОО при расчёте регионального норматива
учитываются затраты рабочего времени педагогических работников
образовательных организаций на урочную и внеурочную деятельность.
Формирование фонда оплаты труда гимназии осуществляется в пределах
объёма средств школы на текущий финансовый год, установленного в
соответствии с нормативами финансового обеспечения, определёнными
органами государственной власти субъекта Российской Федерации,
количеством обучающихся соответствующими поправочными
коэффициентами (при их наличии) и локальным актом школы об оплате
труда работников гимназии.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат
определяются локальными нормативными актами школы. В локальных
нормативных актах о стимулирующих выплатах определены критерии и
показатели результативности и качества деятельности образовательной
организации и достигнутых результатов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы
начального общего образования. В них включаются: динамика учебных
достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной
деятельности; использование педагогическими работниками современных
педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в
методической работе, распространение передового педагогического опыта;
повышение уровня профессионального мастерства и др Образовательная
организация самостоятельно определяет:
• соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда;
• соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического,
инженерно-технического,
административно-хозяйственного,
производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала;
• соотношение общей и специальной частей внутри базовой части
фонда оплаты труда;

• порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в
соответствии с региональными и муниципальными нормативными
правовыми актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается
мнение коллегиальных органов управления образовательной организации
Управляющего совета школы и выборного органа первичной профсоюзной
организации.
При реализации основной образовательной программы с привлечением
ресурсов иных организаций, на условиях сетевого взаимодействия
образовательная организация разрабатывает финансовый механизм
взаимодействия между образовательной организацией и организациями
дополнительного образования детей, а также другими социальными
партнерами, организующими внеурочную деятельность обучающихся, и
отражает его в своих локальных нормативных актах.
Взаимодействие осуществляется
 на основе соглашений и договоров о сетевой форме реализации
образовательных программ на проведение занятий в рамках
кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям
внеурочной деятельности на базе образовательной организации
(организации дополнительного образования, клуба, спортивного
комплекса и др.);
 за счёт выделения ставок педагогов дополнительного
образования,
которые
обеспечивают
реализацию
для
обучающихся образовательной организации широкого спектра
программ внеурочной деятельности.
Примерный календарный учебный график реализации образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности, включая
примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы разрабатываются в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 2 п. 10)
Примерный расчёт нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы начального общего образования
соответствует нормативным затратам, определённым Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г №
662 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат
на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального образования, дополнительного образования детей и
взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц,
имеющих или получающих среднее профессиональное образование,

профессионального обучения, применяемых при расчёте объёма субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение
работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2021 г.,
регистрационный № 65811)
Примерный расчёт нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы начального общего образования
определяет нормативные затраты субъекта Российской Федерации
(муниципального образования), связанные с оказанием государственными
(муниципальными) организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, государственных услуг по реализации образовательных
программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, п. 10)
Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных гимназией на
очередной финансовый год.
3.5.4. Информационно-методические условия реализации программы
начального общего образования
Информационно-образовательная среда как условие реализации программы
начального общего образования
В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация программы
начального общего образования обеспечивается современной
информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) школы понимается
открытая педагогическая система, включающая разнообразные
информационные образовательные ресурсы, современные информационнокоммуникационные технологии, способствующие реализации требований
ФГОС.
Основными компонентами ИОС являются:
 учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на
языках обучения определённых учредителем школы,
 учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные
средства
надлежащего
качества
демонстрационные
и
раздаточные, экранно-звуковые средства, мультимедийные
средства);

 фонд дополнительной литературы (детская художественная и
научно-популярная литература, справочно-библиографические и
периодические издания)
МКОУ СОШ №3 с.п.Псыгансу применяет информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), в том числе с использованием
электронных образовательных ресурсов и ресурсов Интернета, а также
прикладные программы, поддерживающие административную деятельность
и обеспечивающие дистанционное взаимодействие всех участников
образовательных отношений как внутри образовательной организации, так и
с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Функционирование ИОС требует наличия в школе технических средств и
специального оборудования.
Школа располагает службой технической поддержки ИКТ.
Информационно-коммуникационные средства и технологии обеспечивают:
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
обучения при реализации требований ФГОС НОО;
 формирование функциональной грамотности;
 доступ к учебным планам, рабочим программам учебных
предметов, курсов внеурочной деятельности;
 доступ к электронным образовательным источникам, указанным
в рабочих программах учебных предметов, с целью поиска и
получения информации (учебной и художественной литературе,
коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках, контролируемым
ресурсам локальной сети и Интернета)
 организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация
которых предусмотрена с применением электронного обучения, с
использованием
электронных
пособий
(обучающих
компьютерных игр, тренажёров, моделей с цифровым
управлением)
 реализацию
индивидуальных
образовательных
планов,
осуществление самостоятельной образовательной деятельности
обучающихся при поддержке педагогических работников;
 включение
обучающихся
в
проектно-исследовательскую
деятельность;
 проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием
специального и цифрового оборудования;
 фиксацию и хранение информации о ходе образовательного
процесса;
 проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром
видеоматериалов,
организацию
театрализованных
представлений, обеспеченных озвучиванием и освещением;

 взаимодействие между участниками образовательного процесса,
в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие
посредством локальной сети и Интернета;
 формирование
и
хранение
электронного
портфолио
обучающегося.
При работе в ИОС соблюдаются правила информационной безопасности
при осуществлении коммуникации в школьных сообществах и
мессенджерах, поиске, анализе и использовании информации в соответствии
с учебной задачей, предоставлении персональных данных пользователей
локальной сети и Интернета.
Школа определяет необходимые меры и сроки по формированию
компонентов ИОС для реализации принятых рабочих программ начального
общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОС). Создание в
гимназии информационно-образовательной среды осуществлено по
следующим параметрам:

Компоненты ИОС
п/п

ш

Сроки
создания
Наличие
условий в
компонентов соответствии
с
иос
требованиями
ФГОС НОО

Учебники по всем учебным
предметам на языках обучения
определённых учредителем
образовательной организации

да

Май 2023

Учебно-наглядные пособия

да

май 2023

Технические
средства,
обеспечивающие
функционирование иос

да

май 2023

Программные
инструменты
обеспечивающие
функционирование иос

да

май 2023

Служба технической
поддержки

да

май 2023

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
деятельности включают:

 параметры комплектности оснащения гимназии;
 параметры
качества
обеспечения
образовательной
деятельности.
3.5.5. Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования
Материально-техническая база гимназии обеспечивает:
 возможность

достижения обучающимися результатов освоения
программы начального общего образования;
 безопасность и комфортность организации учебного процесса;
 соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов;
 возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам
инфраструктуры организации.
В школе разработаны и закреплены локальным актами перечни оснащения
и оборудования, обеспечивающие учебный процесс.
Критериальными источниками оценки материально-технических условий
образовательной деятельности являются требования ФГОС НОС),
лицензионные требования и условия Положения о лицензировании
образовательной деятельности, утверждённого постановлением
Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. .№ 966, а также
соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:
 СП 2 4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи», утверждённые постановлением Главного санитарного
врача Российской Федерации № 2 от 28 сентября 2020 г.
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утверждённые постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 г.
 перечень учебников, допущенных к использованию при реализации

имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
(в
соответствии
с
действующим
Приказом
Министерства просвещения РФ);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и
воспитания, необходимых для реализации образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в
целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах

Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности)
новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а
также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося
указанными средствами обучения и воспитания» (зарегистрирован
25.12.2019 .№ 56982);
 аналогичные перечни, утверждённые региональными нормативными

актами и локальными актами образовательной организации,
разработанные с учётом особенностей реализации основной
образовательной программы в образовательной организации;
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. .№ 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, .№ 1, ст.
48; 2021, .№ 15, ст. 2432);
 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. .№ 152-ФЗ «О персональных
данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
.№ 31, ст. 3451; 2021, .№ 1, ст. 58).
В зональную структуру образовательной организации включены:
 входная зона;
 учебные классы с рабочими местами обучающихся и педагогических

работников;


учебные кабинеты (мастерские, лаборатории) для занятий
технологией, музыкой, изобразительным искусством, иностранными
языками;



библиотека с рабочими зонами: книгохранилищем, медиатекой,
читальным залом;

 актовый зал;
 спортивные сооружения;
 помещения для питания обучающихся, а также для хранения и

приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации
качественного горячего питания;
 административные помещения;
 санузлы;
Состав и площади учебных помещений предоставляют условия для:
 начального общего образования согласно избранным направлениям

учебного плана в соответствии с ФГОС НОО
 организации режима труда и отдыха участников образовательного
процесса;
 размещения в классах и кабинетах необходимых комплектов
специализированной мебели и учебного оборудования, отвечающих
специфике учебно-воспитательного процесса по данному предмету
или циклу учебных дисциплин.

В основной комплект школьной мебели и оборудования входят:
-доска классная;
-стол учителя;
-стул учителя (приставной);
-кресло для учителя;
-стол ученический (регулируемый по высоте)
-стул ученический (регулируемый по высоте)
-шкаф для хранения учебных пособий
-стеллаж демонстрационный;
-стеллаж/шкаф для хранения личных вещей.
Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают
требованиям учебного назначения, максимально приспособлены к
особенностям обучения, имеют сертификаты соответствия принятой
категории разработанного стандарта (регламента) В основной комплект
технических средств входят:
-компьютер/ноутбук учителя с периферией,
-многофункциональное устройство/принтер, сканер, ксерокс;
-сетевой фильтр
-документ-камера.
Учебные классы и кабинеты включают следующие зоны.
-рабочее место учителя с пространством для размещения часто
используемого оснащения
-рабочую зону обучающихся с местом для размещения личных вещей;
-пространство для размещения и хранения учебного оборудования.
Организация зональной структуры отвечает педагогическим и
эргономическим требованиям, комфортности и безопасности
образовательного процесса.

-

Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных помещений и зон
внеурочной деятельности формируются в соответствии со спецификой
гимназии и включают учебно-наглядные пособия, сопровождающиеся
инструктивно-методическими материалами по использованию их в
образовательной деятельности в соответствии с реализуемой рабочей
программой.
На основе СанПиНов оценивается наличие и размещение помещений,
необходимого набора зон (для осуществления образовательной деятельности,
активной деятельности и отдыха, хозяйственной деятельности, организации
питания), их площади, освещённость, воздушно-тепловой режим,
обеспечивающие безопасность и комфортность организации учебновоспитательного процесса.

Комплектование классов и учебных кабинетов формируется с учётом:
• возрастных и индивидуальных психологических особенностей
обучающихся;
• ориентации на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения;
• необходимости и достаточности;
• универсальности, возможности применения одних и тех же средств
обучения для решения комплекса задач.
Интегрированным результатом выполнения условий реализации
программы начального общего образования является создание комфортной
развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и
педагогическим работникам:
• обеспечивающей получение качественного начального общего
образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, воспитание обучающихся;
• гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического,
психического здоровья и социального благополучия обучающихся.
3.5.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Условия реализации основной образовательной программы:
 соответствие требованиям ФГОС
 гарантия сохранности и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся;
 обеспечение достижения планируемых результатов освоения
примерной основной образовательной программы;
 учёт особенностей образовательной организации, её организационной
структуры, запросов участников образовательного процесса;
 предоставление возможности взаимодействия с социальными
партнёрами, использования ресурсов социума.
Раздел «Условия реализации программ начального общего образования»
содержит:
• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, информационно-методических условий и
ресурсов;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в
соответствии с целями и приоритетами гимназии при реализации
учебного плана;
• перечень механизмов достижения целевых ориентиров в системе
условий реализации требований ФГОС

• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой
системы условий реализации требований ФГОС
• систему мониторинга и оценки условий реализации требований
ФГОС
Описание системы условий реализации образовательной программы
базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы
комплексной аналитико-обобщающей и прогностической деятельности,
включающей
• анализ имеющихся условий и ресурсов реализации образовательной
программы начального общего образования;
•

установление степени соответствия условий и ресурсов гимназии
требованиям ФГОС а также целям и задачам образовательной
программы гимназии, сформированным с учётом потребностей всех
участников образовательной деятельности;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений
в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с
требованиями ФГОС
• разработку механизмов достижения целевых ориентиров в системе
условий для реализации требований ФГОС с привлечением всех
участников образовательной деятельности и возможных партнёров;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания
необходимой системы условий для реализации требований ФГОС
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции
реализации промежуточных этапов сетевого графика (дорожной
карты).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».